Продолжение. Начало см. Неизвестная война
Начало войны.
Основной период войны можно охарактеризовать двумя основными направлениями действия русской армии, во-первых, это оборона основного укрепленного района занимаемого Россией на дальнем Востоке – Порт-Артура и, во-вторых, это действия полевой армии направленное на борьбу с японскими войсками, действующими в Маньчжурии. Обе эти задачи были равно важны для русской стратегии входе войны, но надо отметить, что пассивность в действиях армии генерала А.Н.Куропаткина привела к тому, что вместо взаимодействия двух элементов, они были разделены и существовали как бы сами по себе, не оказывая никакого влияния, друг на друга.
Очевидно, что после того как был упущен шанс сорвать высадку японских войск или задержать продвижение японских войск из Кореи в Маньчжурию, русская армия была обречена на разделение своих сил, потому что Маньчжурские части и части находившиеся в Порт-Артуре потеряли связь между собой и взаимодействовать не могли. Попыткой решить эту проблему стала директива данная наместником Алексеевым – Куропаткину о необходимости подготовить наступление на армию генерала Ноги, находившуюся вблизи Порт-Артура. Она поступила 18 мая 1904 г.
К сожалению, наступление и бой под Вафангоу оказались неудачными, так как осторожный Куропаткин выделил для него слишком мало сил. Превосходство японцев над корпусом генерала Штакельберга было более чем в полтора раза. Но не стоит излишне обвинять русское командование. Русская армия все еще находилась под воздействием иллюзии колониальных войн, когда войска европейских государств одерживали убедительные победы при трех-четырех кратном превосходстве противника. Ведь еще четыре года назад во время подавления восстания в Китае именно так и обстояло дело. Однако Япония уже была вполне современной державой, качество армии которой не уступало европейским образцам. России выпала участь доказать этот факт всему цивилизованному миру.
Но, несмотря на отступление русских войск, японцы уменьшили свою активность и все начало лета 1904 года, никаких серьезных боевых столкновений не было. К началу июля силы русской армии в Маньчжурии уже несколько превышали японские. В результате адмирал Алексеев решительно высказывался о необходимости предпринять наступление на Порт-Артур. Куропаткин был против этого, так как отсутствие достоверных разведывательных данных, привело к тому, что он переоценивал силы японской армии и считал более разумным продолжать свою стратегию отступления вглубь Маньчжурии, растягивая коммуникации японцев.
Но в результате совещания 7 июля был принят план Алексеева, который предусматривал оборону со стороны Кореи и наступление на Ляодунском направлении. Русским планам помешала развитая сеть японского шпионажа (о которой уже шла речь во второй части). Узнав планы русских, японцы сами предприняли наступление 10 июля силами армии Оку против Южного направления, которое предполагалось прикрывать небольшими силами. На следующий день состоялось сражение при Дашичао, в котором японские силы были разбиты, а их наступление отражено.
Несмотря на возможность дальше продолжать оборону, Куропаткин настоял на последовательной реализации своего плана, и русские войска были вынуждены отступить. 18 июля командование силами японцев в Маньчжурии принял маршал Ояма. Он сразу перешел в наступление и под Кангуалином нанес поражение отряду под командованием генерала Засулича, а на Янзелинском перевале – отряду генерала Келлера. В обоих сражениях впервые в ходе войны потери русской стороны превысили японские почти в два раза, хотя и в относительных цифрах были довольно невелики, составив 1671 и 1800 человек.
В конце июля русские войска оставили южную Маньчжурию и сосредоточились в хорошо укрепленный район Ляояна, который был выбран Куропаткиным для генерального сражения еще в самом начале войны. В начале августа русские войска сосредоточились на позициях у Ляояна в составе 147 тыс. штыков и 663 орудий. Силы японцев находившиеся на расстоянии 10-15 км. были равны 125 тыс. штыков и 484 орудия. Несмотря на кажущееся превосходство русских сил, надо учитывать то, что они были вынуждены находиться в обороне большей территории и еще часть войск использовать для прикрытия флангов и тыла. Поэтому меньшая по численности японская армия могла обеспечить численное превосходство на участке наступления.
11 августа японские войска атаковали силами фланговой армии генерала Куроки русские войска передового X корпуса которые занимали чрезвычайно растянутые по фронту позиции. В течение четырехдневных боев японцы были отражены, но Куропаткин приказал отойти на Ляоянские позиции, что и произошло к 16 августа. 17 августа началось генеральное сражение. Японцы атаковали всеми силами: 4-я армия генерала Нодзу и 2-я армия генерала Оку наступали на основном направлении удара, а 1-я армия генерала Куроки начала маневр с целью охвата левого фланга русских.
Несмотря на то, что фронтальное наступление было остановлено, силы Куроки начали переправляться через р. Тайцзыхэ. Эта угроза с фланга вынудила Куропаткина сосредоточение войск на левом фланге, в то время как против основных сил противника остались части резерва генерала Зарубаева, которые, несмотря на это, продолжали успешно отбивать атаки превосходящих сил.
Против 24 тыс. штыков и 60 орудий 1-й армии было выставлено 62 тыс. штыков и 352 орудия русских. Но японцы действовали решительно и наступали, в то время как русские войска, перебрасываемые на фланг, были не готовы к наступлению. В течение 19 и 20 августа при двукратном превосходстве над японцами русские отступали и остановились только тогда, когда наступление Куроки выдохлось из-за нехватки сил. Несмотря на то, что на основном направлении японские войска не добились успехов, а наступление 1-й армии на Ляоян было остановлено и пока что не представлялось возможным продолжить его, командующий русской армией генерал Куропаткин, потерял волю к победе и 21 августа приказал отступить.
Потери русских составили 18300 человек, потери японцев – 23714 человек. Соотношение потерь в нашу пользу, очевидно доказывает тот факт, что продолжение сражения за Ляоян имело смысл и вполне могло кончиться победой русских. Японцы понесли тяжелые потери и даже не смогли организовать преследование отступающих русских войск. Японцы не имели сил для дальнейшего наступления и, заняв 22 августа Ляоян – остановились.
Маньчжурская армия отступила к Мукдену в 70 км. к северу от Ляояна. В конце августа прибыло пополнение и к русским и к японцам, в результате чего силы России были представлены 210 тыс. штыков при 758 орудиях, а силы Японии – 150 тыс. штыков при 648 орудиях.
В это время в течение лета японцы не спеша развивали настпление против Потр-Артура. Части японцев к середине июля были объединены в 3-ю армию под командованием генерала Ноги. Ее численность к 17 июля составляла 48 тыс. штыков (позже доведена до 80 тыс.) при 386 орудиях, против около 40 тыс. штыков и 646 орудий. Японцы предполагали взять город штурмом. В течение периода до 3 августа японские войска с боем заняли часть высот вокруг Порт-Артурских позиций и как результат этого – предложили сдать крепость. После предложения военный совет во главе с генералом Стесселем отклонил его. Тогда Ногой было предписано штурмовать порт-Артур 6 августа. В течение двух дней массированным огнем артиллерии предполагалось разуршить русские укрепления и затем, подавить сопротивление русских.
Необходимо отметить тот факт, что в пользу противника шло то, что японская армия недавно закончила перевооружение и большинство их орудий стреляло осколочно-фугасными и фугасными снарядами, снаряженными мощной взрывчаткой – «шимозой», в отличие от русской артиллерии которая массово использовала уже устаревший черный порох. Также японцы имели на вооружении аэростаты для корректировки артиллерийского огня, что существенно повышало эффективность их обстрелов. У русской же стороны аэростатов не было.
6 августа начался Первый штурм Порт-Артура. Основное направление удара было направлено на высоту Угловая, которая после ожесточенного сопротивления была захвачена. В бой с русской стороны была введена даже артиллерия эскадры находившейся в порту. Но несмотря на локальные успехи японцев, русские войска восстанавливали разрушаемые артиллерией укрепления и остановили японские части, которые продолжали наступать вплоть до последней попытки штурма 11 августа. В это время силы японской армии уже были серьезно истощены и в ней начались бунты. Так 8-й резервный полк отказался идти в атаку. Под угрозой расстрела окружившими его другими частями японской армии, полк заставили выйти из окопов, а затем расформировали. Как мы видим уже в это время чрезмерное напряжение сил Японии начало сказываться на ее войсках. К сожалению, в России либеральные и революционные силы не видели и не хотели видеть этого, они предпочитали рассуждать об обреченности русского государства перед мощью прогрессивной Японской империи. Однако, после неудачного наступления 11 августа и получения известий о бунте генерал Ноги приказал своим войскам остановиться.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий